Легенды Харьковского цирка: здесь пел Шаляпин и делали колбасу — Новости на KP.UA
Aндрeй ДМИТРИEВ
Мaрия СOЛOДOВНИК
Пoдaрoк любимoй
Пo лeгeндe, здание старого Харьковского цирка (в 1974 году в Харькове построили новый цирк и с тех пор представления дают в нем. — Ред.) предприниматель Генрих Грикке, сколотивший состояние на цветочном бизнесе, построил в подарок любимой. Дама сердца была то ли наездницей, то ли цирковой балериной и мечтала иметь собственное заведение. И купец не поскупился — подарил его любимой на свадьбу. Правда, говорят, эта история — лишь добрая сказка, которую пустил в люди сам Грикке для рекламы. Однако факт остается фактом: первый стационарный каменный цирк в Харькове, обустроенный по передовым технологиям того времени, открыл свои двери для посетителей в 1906 году.
- В Украине сохранились только два таких здания — Одесский цирк и наш, — рассказывает Юрий Соболев, режиссер-инспектор манежа. — Здание называлось «цирк-театр». Это универсальное строение — можно давать и театральные постановки, и цирковые представления: помимо манежа имелась и сцена. Ставились водевили классиков Старицкого и Кропивницкого. Тут создавался общедоступный русский театр Синельникова. Говорят, что здесь даже пел Шаляпин, выступали труппы Садовского и Саксаганского.
Спасти здание помогла уборщица
После революции цирк Грикке национализировали и преобразовали в Государственный цирк. На его манеже готовили номера и выступали артисты первой величины — дуэт «Биб-Боб», дрессировщик Борис Эдер (снимался в фильмах «Цирк» и «Укротительница тигров»), Ирина Бугримова, братья Дуровы, иллюзионист Эмиль Кио и другие.
- Во время войны здание цирка использовалось как колбасная фабрика, — рассказывает Юрий Соболев. — Вначале оккупационные власти собирались здесь также открыть цирк, но у них ничего из этого не получилось. Когда немцы уже во второй раз захватили Харьков, они сделали здесь колбасную фабрику, а отступая, заминировали здание.
Жена одного из артистов, подрабатывавшая там уборщицей, когда зашли советские войска, в точности до одного метра указала, где лежит какая мина.
|
Любовь и слава Бугримовой
Первая советская женщина — укротительница хищников в Харьковский цирк попала совсем юной: отец Ирины Бугримовой был ветеринаром, его часто приглашали лечить цирковых животных, себе в помощь мужчина брал красавицу дочь. В то время будущая звезда манежа занималась балетом, а в цирке она не только нашла признание, но и встретила первую любовь. С артистом Александром Буслаевым Ирина придумала и воплотила в жизнь свой первый номер.
- Это был знаменитый «Полет на санях под куполом цирка», — рассказывает историю Бугримовой Юрий Соболев. — На манеже выстраивался трамплин, они вдвоем на самой галерке садились на сани и съезжали вниз, вытворяя в воздухе сумасшедшие вещи — мертвые петли, невероятные виражи.
Бугримова освоила работу с лошадьми, но по-настоящему знаменитой стала, выступая со львами. Цирковое управление, которое находилось в Москве, предложило им с Буслаевым сделать номер с леопардами, на что Ирина ответила: если уже дрессировать хищников, то только львов! Специально для нее и приобрели трех львов — один из них проработал с Бугримовой около 30 лет. Так родились уникальные номера — «Львы-наездники», «Львы на лошадях» и «Львы на мотоциклах».
После войны Ирина с Буслаевым расстались, он женился, а она стала работать одна.
КСТАТИ
Слышно даже шепот
В здании старого цирка отличная акустика: слово, сказанное шепотом на манеже, долетает до самого отдаленного уголка арены, и все это благодаря уникальной конструкции купола.
- Купол предает возможность хорошего резонанса — хорошо усиливает звук из-за того, что имеет форму полусферы. Звук усиливается и не поглощается — в отличие от купола нового цирка, где купол подвесной, и даже с микрофоном там не всегда все понятно, — объясняет Соболев.
БЫЛО ДЕЛО
Дурова отдали под суд за повозку со свиньей
В старом Харьковском цирке помнят много историй, связанных с известными людьми. Как-то Владимир Леонидович Дуров ради рекламы своего номера запряг в повозку свинью и совершил вояж от начала Екатеринославской улицы и до цирка. Народ останавливался поглазеть на диковинку. Закончилось тем, что Дурова схватили жандармы, отвели в участок, и даже был суд! Там дрессировщик возразил: «Покажите, где написано, а что на свинье ездить нельзя?!» Наказать дрессировщика не смогли.
Впрочем, Дуров всегда отличался острословием и полускандальными выходками. Как-то одесский градоначальник по фамилии Зеленый, человек, отличавшийся грубостью и хамством, пришел в цирк. Шапки долой, все с поклоном, один только Дуров смотрел в упор и никак не реагировал. Тогда градоначальник говорит: «А ты, скотина, почему шляпу передо мной не снимаешь? Разве ты не знаешь, кто я такой?!» Дуров сделал изумленный вид: «А кто вы?» Градоначальник опешил: «Как? Я — Зеленый!» Дуров ответил: «Зеленый? Вот когда созреешь, тогда и поклонюсь!»
В тот же вечер градоначальник пришел посмотреть представление, а Дуров свою знаменитую дрессированную свинью, на которой рассекал на повозке в Харькове, выкрасил в зеленый цвет и вышел на манеж. Одесситы хохотали над шаржем, градоначальник — вне себя от злости — велел, чтобы в 24 часа Дуров был изгнан из города! В честь этой хохмы в цирках начались «зеленые представления», так называемые «зеленки», когда артисты подшучивают друг над другом во время выступлений.
В ТЕМУ
|
Самый старый цирк Украины — в Одессе
К столетнему юбилею Одессы — в 1894 году — в городе открыли цирк. 12-угольное огромное здание, имевшее сразу три входа, построили на деньги мецената и владельца пивной фабрики Вильгельма Санценбахера. По тем временам это было самое современное здание в городе — с электричеством и паровым отоплением. Потрачены на него было огромные деньги — 200 тысяч рублей.
Строилось здание из железных конструкций, изготовленных в Германии. Одесский цирк никогда не имел своей труппы, а использовался как прокатная площадка. Представления здесь проводят и до сих пор.