Владеть миром: почему необходимо вернуть в закон положение о праве собственности на информацию

Кaк бизнeсу пoдтвeрдить прaвo сoбствeннoсти нa кoрпoрaтивную стрaницу в Фeйсбукe или Вкoнтaктe? Пo кaкoму дoгoвoру кoмпaния пoкупaeт биткoйны и стaвит иx нa свoй бaлaнс? Кaк aмoртизируeт свoй виртуaльный бoeвoй инвeнтaрь кибeрспoртивный бизнeс?

Срeдняя цeнa пабликов ВК с количеством подписчиков от 50 000 сегодня составляет $300; цена одного биткойна – $700; а прокачанный танк в игре World of Tanks, который прошел более 25 000 боев и имеет 60%-ный рейтинг побед, стоит $1000. Что объединяет эти предметы виртуального мира? Ответ – отсутствие в Гражданском кодексе договора, по которому ими можно торговать. Результаты такого пробела регулярно всплывают в новостях: это и скамы криптовалютных бирж, и мошенничества со продажей страниц Вконтакте, и манипуляции с игровыми аккаунтами.

Нельзя сказать, что криптовалюты, виртуальные сообщества и игровые персонажи исключены из гражданского оборота. Но, в то же время, неопределенность их юридического статуса препятствует развитию виртуальной индустрии. Как их рассматривать сторонам сделки: как цифровой товар, виртуальное имущество или право доступа к онлайн-среде? Демагогию вокруг этого вопроса можно пресечь в один шаг, вернув в Закон об информации одно всеми забытое положение.

Между налоговыми изменениями и спорами вокруг госбюджета, парламентарии «по-тихому» убрали из закона 1992 года №2657-XII «Про інформацію» несколько норм

Давайте вспомним немного новейшей истории. 2011 год. Верховная Рада VI созыва работает в поте лица. Депутаты рассматривают очередные изменения в законодательство. И вот, именно тогда, между налоговыми изменениями и спорами вокруг госбюджета, парламентарии «по-тихому» убрали из Закона 1992 года №2657-XII «Про інформацію» несколько норм.

Среди них – положения о праве собственности на информацию. Оно разрешало осуществлять любые законные действия с информацией, в том числе – торговать ею наравне с недвижимостью и продуктами питания. Но его посчитали устаревшим и таким, которое не соответствует времени.

Если постараться узреть корень природы перечисленных выше объектов, то станет очевидным, что биткойн – это информация в блокчейне (такая же ситуация с фишками в онлайн-гэмблинге). Сообщество в соцсети – это пул интересных фактов, картинок или шуток, на обновления которых подписалось N-ное количество пользователей, что также является информацией. А прокачанный персонаж в компьютерной игре – это комбинации разных игровых возможностей, что, по сути, также есть информацией в игровом аккаунте.

У нас же сегодня ситуация следующая.     

Биткойн в Украине – «некрещенное дитя», за которым давно уже стоит приличная сумма денег, но ценность которого государство пока не готово признать. Апелляционный суд г. Киева месяц назад своим решением подтвердил этот тезис, указав, что биткойн не имеет признаков материального мира, он – не имущественные права, не товар, а вообще «…порядок обігу віртуальної валюти/криптовалюти Bitcoin нормативно не врегульовано».

В свою очередь, Нацбанк считает его денежным суррогатом, оборот которого нежелателен, а правоохранительные органы активно наполняют реестр судебных решений определениями следственных судей о финансировании терроризма криптовалютой.

Биткойн в Украине – «некрещенное дитя», за которым давно уже стоит приличная сумма денег, но ценность которого государство пока не готово признать

Возвращаясь к игровым аккаунтам и админправам «раскрученных» сообществ в соцсетях, стоит отметить торговлю ими на сомнительных форумах, где каждая десятая сделка – мошенническая. Это при том, что объемы продаж игровых героев одной только World of Warcraft достигают $3 млн в год.

Вопрос юридического статуса виртуальных предметов остается открытым. В то же время достаточно взглянуть на капитализацию криптовалют, которые в этом году достигли отметки $10 млрд, и становится очевидным, что их оборот уверенно приближается к объемам торговли драгметаллами. Этот вопрос можно решить одним изменением в законодательство – вернуть в Закон об информации положение о праве собственности на информацию, которое исключили пять лет назад. Таким путем идет Китай, где сосредоточено 95% мирового биткойн-оборота и $22,5 млн онлайн-гемблинга.

Тогда на сайты отечественных биткойн-обменников можно было бы повесить прозрачные оферты. Для торговли сообществами в соцсетях создать открытые биржи. А персонажей в киберспорте продавать с молотка на аукционах, наравне с болидами Формулы 1.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.