Алла Пугачева. Почему «они» ее любят и ненавидят — Новости на KP.UA
Oлeг ВEРГEЛИС
тeaтрaльный критик
спeциaльнo для «КП» в Укрaинe»
|
Из мнoжeствa нaивныx вопросов бытия, пожалуй, именно этот наиболее банальный и стационарный: почему именно о ней снова и снова все говорят? Почему именно ей, которой без малого уже 70, желтые скрижали посвящают круглосуточные тирады, а интернет-форумы продолжают обгладывать беззастенчивым трепом практически каждый ее шаг и каждое телодвижение. (Конечно, хорошо, что вовремя подоспела тема детей — и многим в СМИ работы тут же прибавилось.)
В старые советские времена говорили, что для народа есть две постоянные темы, причем одна постоянная, а вторая – изменчивая. Первая – цены на хлеб и водку. Вторая – кого любит Пугачева? Цены на продукты по-прежнему прыгают. Кого она любит – вроде бы тоже понятно: себя в первую очередь. И ее феномен – в течение почти полувека хотя бы в том, что подобный феномен позарез необходим и городу, и миру.
Городу и миру ведь всегда важны «вечные ценности», а также сквозные герои в разного ряда сериалах. Еще важно и напоминание нам самим, что время хоть и прекрасно, но властно, но вот некоторые все же умеют с этим временем поиграть в прятки, а то и выиграть у него вчистую. Как она, например.
Фразеологическим штампом в связи с именем АЛЛА давно стала фраза «театр песни». Но, по сути, ей одной на постсоветском пространстве и удалось нечто большее, чем просто себе какой-нибудь «театр песни».
Пугачева построила «театр жизни». И сыграла в нем Джулию Ламберт и Сару Бернар, и Аркадину, и Раневскую. Предлагаемые обстоятельства в этом ее «театре жизни» меняются постоянно, но главная героиня находит какой-то неисчерпаемый ресурс – для обновления восторга: и своего личного, и народных масс.
Тот «театр песни», которые она утверждала в 70-80-е и частично в 90-е – давно сгорел. За давностью лет. И теперь она по сути «актриса погорелого театра». То есть уже давно на большой сцене песня в форме виртуозной драматической миниатюры – жанр практически недосягаемый, невозможный и нереанимируемый! И она — первая и последняя представительница именно этого жанра на рубеже ХХ-ХХІ веков. И вовремя почувствовав, что «театр песни» превращается в пепел, она разумно инвестирует свой энергетический потенциал – как раз в «театр жизни». Где «можно быть смешной, распущенной и не играть словами, и не краснеть удушливой волной». Повторюсь, за это ее каждый день хают в комментариях, упрекают в том, что «голос не тот» и «все уже не то».
Но Алла – нашего теперешнего периода — равноценна как раз тому театру жизни, в котором мы все и обитаем: безумному, прокуренному, охрипшему, крикливому, дисгармоничному, антимелодичному, синтетичному.
Стрелки на старинных часах давно обозначили полночь. Кареты превратились в тыквы. Шальная молодость обернулась разгулом «последнего шанса». Но жажда медиа и обывателя по яркой личности, по харизматичной поп-иконе – это неутолимо!
И вот по этой причине – по причине вцепиться клешнями в личность посреди нашего обезличившегося времени – снова и снова прикованы взгляды к этой давно не юной, не очень здоровой и, думаю, не очень счастливой женщине, которая поет, естественно, не прежним голосом, зато она поет уставшей душой и своим острым разумом, который знает гораздо больше о нас, нежели мы сами.
В моей профессиональной жизни были ситуации, как бы близко подводившие к ней (то была работа творческая, с пиаром сопряженная). Эффект от тех встреч – как от оголенной электропроводки, к которой прикасается твоя беззащитная рука. Там энергетика – ого-го. Она идет на тебя волнами, подминает, иногда парализует.
Помню, попал однажды в ее персональный вагон (во время гастролей в Одессе), а было ощущение, что это не вагон, а маленькая атомная электростанция: радиация актрисы-идола – всепроникающая. Такова энергетика, таков «рецепт молодости».
Вообще кто она для меня? В первую очередь, добрый сон о песенном детстве, который невозможно предать, потому что лето было звездным, а дожди — летними.
Кто она для вас? Медийная константа, которая всегда в цене и вечно на коне, какие бы «бузовы» или иные загадочные существа ни возникали на медийном горизонте.
Кто она для нас? В каком-то смысле еще и глубинная ветхозаветная человеческая порядочность, то есть умение сохранять свою гуманную позицию даже в труднейших условиях, в том числе и в связи с Украиной. Которую она очень любит, за которую очень болеет. Думаю, у нее каждый раз разрывается сердце, как только разрываются снаряды на востоке нашей страны.
Она знакома практически со всеми нашими главными политиками. Ее очень любил Кучма. К ней настороженно относился Янукович (во всяком случае, на корпоративы в Межигорье он ее не приглашал). Ее обожает Тимошенко (и этому есть телевизионные доказательства). С нею лихо отплясывал — еще в мирное время — Порошенко, когда певица открывала именное радио в нашей стране. На днях даже Олег Ляшко не удержался от комплиментов в адрес ее величества.
Теперешняя война изменила многое и многих. Она разверзла бездну между людьми. И относиться к прежним ценностям так, как было раньше, теперь и сложнее, и мучительнее: сами знаете почему.
Но вот она, одна из немногих, даже в это труднейшее время поет не про розы и мимозы, а про то, что «война – слово женского рода», про то, как «нас бьют – мы летаем». И, не сомневаюсь, многие и в нашей стране этот ее песенный сигнал слышат, понимают, читают подтекст, некоторые даже благодарят за порядочность в повсеместно непорядочную эпоху.
Естественно, уже для всех ушло время великих хитов. Мало-помалу уходит и время великих артистов. И приходит время какой-то параллельной многослойной реальности, в которой каждый из нас только лишь профиль в социальных сетях.
Но вот есть же еще сильная женщина, которая тебе и профиль, и анфас, и прошлое, и настоящее, и в каком-то смысле даже будущее – поскольку, полагаю, и в будущем подобных актрис у нас для вас нет.
Читайте также
Чем живет Алла Пугачева в преддверии 69-ти: двойное гражданство, бизнес, плагиат-скандал и дочь-невеста
15 апреля Примадонна российской эстрады отмечает свой 69-й день рождения.
Глубоко уважая творчество Пугачевой, которой журналист «КП» в Украине» заслушивалась с детства, могу сказать, что очень жаль, когда стареют по-настоящему талантливые люди.